Знание темперамента ребенка поможет родителю выстроить свои отношения с ним, поскольку темперамент – врожденное качество психики, его нельзя изменить, нужно только принять и учитывать в жизни. У каждого температмента свое предназначение, как считает В.И.Гарбузов, сангвиники развязывают войны, холерики воюют, а флегматики восстанавливают разрушенное. Стимулирует к деятельности и обеспечивает им успех следующие необходимые факторы: сангвиникам нужна свобода, холерикам – цель, а флегматикам - время.
Тип нервной системы | Тип темперамента | Психологическая характеристика типа | Акцент в воспитании |
Сильный – уравновешенный-подвижный | Сангвиник | Живо и с большой энергией отвлекается на все, привлекающее внимание; мимика живая, движения быстрые, выразительные; чувства и отношения к чему-либо не скрывает; может громко захохотать по незначительному поводу; мелочь может рассердить; слабые звуковые и световые раздражители не замечает; энергичен; работоспособность высокая; активно принимается за все новое; - легко дисциплинируется; находчив; соображает быстро; речь быстрая, эмоциональная; чувства, настроения, интересы, стремления и предпочтения изменчивы; - легко заводит новые знакомства; легко адаптируется к новым требованиям и условиям; - быстро переключается с одного занятия на другое; навыки вырабатываются быстро; эктроверт (направленность на внешнее общение). | - формировать устойчивые интересы; - учить доводить начатое до конца; - формировать критичное отношение к результатам своего труда; - обращать внимание на качество выполнения задания; - предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. |
Сильный-неуравновешен-ный-инертный | Холерик | Не замечает очень слабые звуковые и световые раздражители; вспыльчив, нетерпелив; в чувствах и эмоциях несдержан; интересы и стремления относительно устойчивы; настойчив; испытывает трудности переключения внимания; - мимика и речь эмоциональны; - темп умственной деятельности достаточно высок. | - развивать способность считаться с чувствами окружающих; - направлять энергию на полезные дела; - укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность; - развивать сдержанность; - предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. |
Сильный-уравновешенный-инертный | Флегматик | Малоэмоционален при больших неприятностях остается спокоен; - мимика и движения бедные; обладает высокой работоспособностью; энергичен; отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью; - внимание сосредотачивает медленно; с трудом сосредотачивается; склонен к стереотипизации навыков и привычек; с трудом приспосабливается к новому; малообщителен; темп работы низкий. | - постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью; - учитывать низкий темп выполнения задания. |
Слабый | Меланхолик | Повышенная чувствительность; малейший повод может вызвать слезы; чрезмерно обидчив и восприимчив к несправедливости; - мимика и движения невыразительны; голос тихий; робок, тревожен, самооценка занижена; малоэнергичен; ненастойчив; работоспособность низкая; внимание легко отвлекаемое; к новым условиям привыкает долго; малообщителен. | - чаще давать положительную оценку, подбадривать; - создавать ситуации успеха; - организовывать совместную деятельность с успешными детьми. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий